Типичные ошибки начинающих
Габаритами называют параметры автомобильного кузова и месторасположение колесной базы. Новичку, находящемуся за рулем, почувствовать границы автомашины сложно. Проблема возникает даже у опытных водителей, которые пересели на авто другой марки. Начать хорошо чувствовать габариты автомобиля позволит только достаточный опыт вождения.
Процессу мешают типичные ошибки, совершаемые новичками, которые не могут адаптироваться к размерам своей автомашины:
- Оценка только переднего участка дороги – водитель, недавно севший за руль, пытается в процессе вождения подвинуться максимально близко к лобовому стеклу, чтобы лучше видеть происходящее перед ним. Делать этого не стоит – заглянуть за бампер не удастся, а боковой обзор значительно ухудшится. Нужно сидеть на водительском сиденье в удобной позе, чтобы видеть дорогу впереди и зеркала.
- Неумение верно определить расстояние до другого автотранспорта, отражающегося в зеркалах заднего вида. Из-за зрительных искажений создается иллюзия удаленности, хотя в реальности другие транспортные средства находятся ближе. Это может привести к авариям, поэтому при вождении делайте поправку на расстояние.
- Невозможность понять свое расположение относительно колесной базы. Новичок, недавно севший за руль, подсознательно ощущает себя равноудаленным от левого и правого колеса. На самом деле водитель смещен влево, и это надо учитывать при движении.
Переживать не стоит – по мере накопления опыта вождения все действия отработаются до автоматизма, и управлять автомашиной станет гораздо проще. Главное – быть максимально внимательным, не гонять и не совершать рискованных маневров.
Виды габаритов автомобиля
Существует два габаритных параметра:
- Видимый (осознаваемый) – сформированный в сознании человека, находящегося за рулем. Водитель видит происходящие за лобовым стеклом, в зеркалах и понимает, что его автомашина и другие транспортные средства имеют определенные размеры. Однако не всегда такие ощущения совпадают с действительностью. В результате неправильно оценивается дорожная ситуация и может возникнуть авария.
- Реальный – настоящий размер транспортного средства – его длина, ширина, высота, расположение колесной базы. Именно их нужно стремиться ощутить во время вождения. Всем новичкам, желающим узнать, как научиться чувствовать габариты, следует усвоить – реальные параметры автомашины начнут чувствоваться в результате регулярных тренировок и поездок.
Заполните форму и узнайте все подробности
Упражнения, позволяющие быстрее ощутить габариты автомобиля
Существуют упражнения, помогающие новичку быстрее почувствовать реальные размеры автомашины во время вождения. Тренировки позволят легче справляться с рядовыми дорожными ситуациями – необходимостью объехать люк, лужу, яму, припарковаться во дворе, встать на парковке.
Навык нужен при обгоне и перестроении, когда во время движения требуется правильно оценить не только границы своего авто, но и других транспортных средств. Тренироваться желательно на безлюдных дорогах или в других местах, где ничто не будет мешать и отвлекать.
«Наезд» и «метки» – учимся чувствовать колеса
Возьмите пластиковую бутылку, положите ее на ровный участок и попытайтесь наехать поочередно слева и справа. Начните с левой стороны, двигайтесь медленно и по хрусту поймете, что попали. Поможет оценить местонахождение левого колеса во время вождения лайфхак – над ним в салоне находится возвышение, куда ставят ногу.
Теперь проделайте то же самое с правой стороны – это тяжелее, поскольку здесь нет ориентира, как слева. Но со временем вы почувствуете, где находится правая часть колесной базы, и легко проедете по смятой бутылке. Усложните задачу – попытайтесь ехать задним ходом. Если регулярно проделывать такое упражнение, почувствовать границы автомашины при вождении удастся быстрее.
Помогут сориентироваться метки на переднем ветровом стекле, нанесенные на уровне расположения колес. Чтобы это сделать, возьмите две линейки – одну положите на капот по колесной линии, а вторую приставьте к ней и расположите вдоль лобового стекла. Поставьте точки-ориентиры, которые будут хорошо видны при движении. Процедуру проделайте поочередно на левой и правой половине кузова. Вместо линейки можно использовать веревку или ленту.
«Маячки» и «маятник» – учимся чувствовать расположение бампера
Для этого упражнения изготовьте маячки – возьмите пару пластиковых бутылок, засыпьте внутрь песок и воткните палки. Чтобы сделать инвентарь заметным, намотайте на деревяшки яркую материю, наподобие флажка. Можно купить два полых черенка для швабры и толстую проволоку, скрутить большой проволочный круг, конец которого просунуть снизу в черенок. Получатся импровизированные стойки для тренировки.
Установите два маячка в линию на ровной поверхности и попытайтесь подъехать к ним максимально близко, лучше даже коснуться бампером. Не переусердствуйте – если импровизированное ограждение упадет – задача считается невыполненной.
Когда получится безошибочно оценивать расстояние до переднего бампера, переставьте маячки назад и попробуйте сделать упражнение при движении задним ходом. Это будет сложнее, поскольку потребуется ориентироваться на изображения в зеркалах. Постепенно движения отрабатываются до автоматизма, и придет ощущение размеров машины.
Поможет новичку сориентироваться в параметрах автомобиля упражнение «маятник». Поставьте две импровизированные стойки спереди и сзади автомобиля на некотором расстоянии от него. Ездите медленно между ними вперед-назад, стараясь только коснуться, но не уронить. Можно выходить из автомобиля и смотреть, столько осталось до препятствия. Если регулярно проделывать такое упражнение, оценивать расстояние до переднего и заднего бампера при движении станет гораздо легче.
Помогут ощутить месторасположение бампера при вождении антенна или другой ориентир, расположенный впереди. Женщины-автомобилисты для этого крепят к фарам реснички. Такую же роль играет декоративный дефлектор, выступающий над капотом.
Стоянка – учимся чувствовать габариты и парковаться
Потренируйтесь пустынной улице останавливать автомашину параллельно тротуару и при этом не задевать бордюр. Не получилось – пробуйте еще. После нескольких попыток вы почувствуете ширину кузова авто и сможете припарковаться, где нужно.
Для второго упражнения понадобится маячки, которые мы делали в прошлый раз. Поставьте их спереди и сбоку от автомашины, а затем сдайте назад. Задача – вписаться в импровизированный «гараж». Попробуйте попасть в огороженное пространство при движении вперед и назад.
Полезные советы
Новичку помогут во время вождения электронные гаджеты:
- камера кругового обзора покажет транспортные средства и препятствия;
- парктроник – поможет при парковке;
- зеркала мертвых зон, направленные на задние колеса, позволят избежать наезда на бордюр.
Поможет новичку заезжать в гараж простой лайфхак – повесьте на потолок воздушный шарик там, где должен заканчиваться капот. Когда будете въезжать в гараж, шар стукнется о лобовое стекло и станет понятно, что нужно остановиться.
Не стоит надеяться только на гаджеты – чтобы наработать практику, нужны занятия:
- занимайтесь минимум два раза в неделю по часу, тогда упражнения дадут результат;
- не прерывайте занятия, иначе потеряете приобретенные навыки, которые еще не успели закрепиться;
- не отчаивайтесь, если ничего не удается – кому-то требуется больше часов кому-то – меньше, со временем все получится;
- хотите ускорить процесс – возьмите уроки у инструктора автошколы, специалист поможет быстрее почувствовать уверенность за рулем.
Все новички первое время слабо ощущают габариты своей машины. Это нормальное явление, которое проходит с опытом. При регулярных тренировках вы быстро освоите такой навык и будете уверенно водить автомобиль.