Получить скидку
Логотип - Госавтошкола

От каких водителей и автомобилей стоит держаться подальше

Блог

Ежегодно российские страховые компании, автомобильные ассоциации, популярные журналы на автотематику и ГИБДД проводят исследования дорожно-транспортной аварийности. Таким способом выявляются опасные водители и автотранспорт, чаще всего попадающий в аварии. Проанализируем результаты и расскажем об участниках дорожного движения, от которых надо держаться подальше.

Опасные водители

Печальный аварийный список возглавляют любители сесть за руль навеселе, новички, молодежь и водители в возрасте. Часто в аварии попадают автомобилисты, приехавшие в чужой город. Почему именно эти категории самые опасные и как их выделить в общем потоке транспорта – рассказываем дальше.

Нетрезвые водители

Водители, находящиеся под действием алкоголя – самые опасные. Хотя на «пьяные» аварии приходится всего 11,4% от общего числа, 25% погибших в ДТП связано именно с нетрезвой ездой. Причина страшной статистики – ухудшение внимания и координации, связанное с употреблением спиртного.

Водителя под градусом выдает специфическая техника вождения:

  • машина плохо держит полосу и петляет;
  • автомобиль заносит на поворотах;
  • скорость движения падает или, наоборот, значительно увеличивается;
  • водитель совершает непонятные, непредсказуемые маневры, нарушает правила дорожного движения.

На дороге от такой машины нужно дистанцироваться и сообщить о подозрительном поведении водителя по телефону 112. В регионах России сейчас внедряется система поощрений за ответственную гражданскую позицию. Согласно приказу МВД №356 от 06.06.2018 г., за подтвержденную информацию о пьяном водителе можно получить денежное вознаграждение в размере от 2 до 4 тысяч рублей. Согласно данным Научного центра БДД МВД России, «среди всех административных правонарушений, связанных с управлением транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, по информации представителей общественности пресечена почти десятая часть (9,3%, или 44 943)»[1].

Онлайн обучение в автошколе

Заполните форму и узнайте все подробности

    Онлайн обучение в автошколе

    Молодые водители

    Ведомственное исследование аварийности МВД[2] показало, что водители в возрасте до 21 года попадают в аварии на 44% чаще людей более старшего возраста, и на молодежь приходится большее количество ДТП со смертельным исходом. Шанс погибнуть увеличивается трех- и четырехкратно, если в машине едет двое или более молодых людей.

    Причина ДТП – юношеская самоуверенность. Молодежи кажется, что после получения прав они знают, что нужно делать на дороге. Опыта и умения грамотно оценить дорожную ситуацию у них мало, а вот удали – хватает с лихвой. За рулем они часто невнимательны, а в присутствии сверстников внимание рассеивается полностью.

    Автомобили, на которых ездит молодежь, часто заниженные, с наклейками, спойлерами. В основном, это недорогие ВАЗы или не новые иномарки. Есть небольшое количество молодых людей на престижных авто, купленных родителями, но всех их отличает езда с резкими ускорениями, торможениями, нередко – с громкой музыкой. Поэтому, если вас нагоняет такой автомобиль, постарайтесь, чтобы он быстрее скрылся из поля зрения.

    Начинающие водители

    Это не обязательно молодежь, права получают водители разных возрастов, но, к сожалению все «чайники» слабо ощущают габариты автомобиля, плохо следят за мертвыми зонами, не умеют рассчитывать дистанцию и анализировать действия других транспортных средств. Это и становится причиной ДТП.

    Определить начинающего водителя на дороге легко. Согласно п.8 Правил дорожного движения, автотранспортное средство, на котором он передвигается, должно маркироваться опознавательным знаком в виде квадрата желтого цвета с восклицательным знаком. За отсутствие такой наклейки, согласно ч.1 ст.12.5 КоАП РФ, предусмотрен штраф в размере 500 руб. Если перед вами на дороге движется авто, которым управляет новичок – увеличьте дистанцию и будьте максимально внимательны.

    Начинающие водители

    Пожилые водители

    Эта категория попадает в аварии из-за состояния здоровья – во время движения у водителя может случиться сердечный приступ или закружиться голова. В результате теряется контроль над дорожной ситуацией, и машина попадает в ДТП. Объективный показатель «коэффициента виновности» водителей в возрасте 65+ показывает, что «данные лица относятся к наиболее аварийно-опасной категории среди всех водителей, поскольку непосредственно виновны в 7 из 10 ДТП с их участием»[3]. Согласно данным ГИБДД, на участников движения со стажем 30–39 лет приходится 19,5% аварий со смертельным исходом.

    Большие проблемы на дороге создают пенсионеры-дачники на автомобилях, нагруженных под завязку» рассадой, инструментом или собранным урожаем. Обзор у такого водителя плохой, поэтому он вас просто не увидит. Учитывайте это при движении.

    Иногородние водители

    Такие машины попадают в ДТП, из-за водителей, которые плохо ориентируются в незнакомом месте и уделяют больше внимания навигатору, чем зеркалам. В чужом городе, особенно в крупном мегаполисе, они испытывают стресс, мешающий принимать решения. Поэтому автомобилям с номерами чужих регионов нужно уделять особое внимание.

    От какого транспорта на дороге надо держаться подальше

    В городе и на трассе желательно держаться подальше от транспорта, занимающего печальные первые места в аварийных рейтингах. Это машины такси, каршеринг, большегрузы, автобусы, военные машины и некоторые другие транспортные средства.

    Машины такси

    Согласно исследованиям, проведенным страховыми компаниями, таксисты в 7,7 раз чаще попадают в ДТП. Высокая аварийность вызвана несколькими причинами:

    • Усталостью водителя, который в погоне за заработками практически не отдыхает.
    • Состоянием автомашин, пробег у которых гораздо больше, чем у обычной легковушки. Среди 4,6% машин, попавших в аварию из-за технических неисправностей, много такси.
    • Некомпетентностью водителей – таксопарки часто набирают работников с небольшим стажем, которые из-за отсутствия опыта плохо ориентируются на дороге.

    Машины такси

    Каршеринг

    Автомобили каршеринга попадают в аварии в четыре раза чаще обычных легковушек. «По вине водителей каршеринга совершено более двух третей от всех ДТП (67,5%, или 524), доля числа погибших составила чуть менее трех четвертей… Наиболее распространенными нарушениями ПДД, допускаемыми водителями каршеринга, являются нарушение скоростного режима (23,9%, или 125), неправильный выбор дистанции (16,8%, или 88), несоблюдение очередности проезда (13,6%, или 71). ДТП, связанные с выездом на полосу встречного движения, характеризуются наиболее высокой тяжестью последствий (17,3)… В двух третях происшествий (66,5%, или 516) участвовали водители каршеринговых ТС в возрасте 20-34 года.»[4]

    Причина – за руль садятся неопытные водители, и даже несовершеннолетние, не имеющие прав и арендовавшие машину с чужого аккаунта. Поддать газу, совершить резкий поворот, полихачить для каршероводов – обычное дело: машина же не своя. Но вы управляете собственным автомобилем, которым дорожите, поэтому держитесь подальше от машин каршеринга, за рулем которых может находиться даже подросток, взявший машину напрокат по чужим документам.

    Грузовые автомобили

    Этот автотранспорт попадает в ДТП из-за усталости водителей, которые много времени проводят за рулем и практически не спят. Аварийность увеличивает высокий износ таких ТС – средний возраст грузового автопарка в России составляет 21,6 года. Поэтому не стоит ехать следом за грузовиком, особенно тяжело нагруженным. Нередко плохо закрепленные бревна или металлическая арматура, выпавшие из кузова на дорогу, разбивают легковушки, калечат их водителей и пассажиров.

    Мотоциклы

    Популярность двухколесного транспорта постоянно растет – многим нравятся быстрые, компактные, экономичные мотоциклы. Но, к сожалению, водители автомобилей часто не видят мотоциклистов на дороге, что приводит к авариям, в том числе смертельным.

    Играет роль износ мототранспорта – согласно статистике МВД, более 80% мотоциклов, передвигающихся по дорогам, старше 15 лет. Поэтому велик риск, что у движущегося рядом двухколесного транспорта в самый неподходящий момент произойдет поломка, которая приведет к аварии. Водитель машины при этом вряд ли пострадает – шанс ранения или гибели у него на 50% ниже, чем у мотоциклиста, но стать виновником смертельного ДТП и быть осужденным по ст. 264 – не лучшая перспектива. Поэтому внимательно следите за мотоциклами, появившимися на дороге.

    Другие транспортные средства, от которых лучше отъехать подальше

    Есть еще несколько типов потенциально опасных ТС, от которых можно ждать неприятных сюрпризов на дороге:

    • Старые машины – у такого автомобиля из-за высокой степени износа могут отказать тормоза, выйти из строя рулевое управление или произойти другие поломки, способные спровоцировать ДТП.
    • Статусные легковые автомобили с большой мощностью двигателя – такие авто невольно настраивают водителя на быструю езду и увеличивают аварийность.
    • Военный автотранспорт, за рулем которого часто находятся солдаты-срочники или молодые контрактники, не имеющие опыта управления. Кроме того, военная техника имеет ограниченные углы обзора, и ваш автомобиль, вклинившийся в военную колонну, могут просто не заметить водители боевых машин. Последствия могут быть очень печальными.
    • Маршрутные такси, нередко управляемые гражданами бывших союзных республик, плохо знакомых со спецификой российских дорог. Да и техническое состояние самих маршруток часто неудовлетворительное.
    • Праворульные автомобили – эти ТС плохо приспособлены к езде по российским дорогам с правосторонним движением, поэтому аварийность у них в два раза выше, чем у машин с левым рулем.

    Что делать, если на дороге появился автохам

    Аварию могут спровоцировать автохамы, практикующие агрессивную езду. Они попадают в ДТП не чаще других водителей, но зато регулярно провоцируют аварийные ситуации. Психологи считают, что агрессивный стиль вождения – своеобразный способ выместить свои комплексы. При встрече таким водителем подумайте о собственной безопасности и дистанцируйтесь.

    Что делать, если на дороге появился автохам

    Автомобили автохамов нередко наглухо затонированы, низко посажены, украшены рисунками, связанными с уличными гонками. Статистика показывает, что поклонники агрессивного вождения чаще покупают автомобили черного цвета.

    Автохамы на дороге совершают опасные действия:

    • превышают скорость, резко разгоняются и тормозят;
    • игнорируют сигналы светофора и дорожные знаки;
    • играют в «шашки» – маневрируют между потоками, перестраиваются из одной полосы в другую, подрезают другие машины;
    • совершают опережения справа и ездят по обочине;
    • не включают поворотники;
    • не соблюдают дистанцию;
    • блокируют другие машины, не уступают дорогу, не дают совершить маневр;
    • могут оскорблять других водителей, показывать неприличные жесты.

    Реагируйте на таких безбашенных водителей спокойствием, если хам пытается влезть вперед – пропустите, подрезал и уехал – не догоняйте. Если есть такая возможность – остановитесь и подождите, пока проблемный автомобиль уедет вперед.

    Ни в коем случае не пытайтесь открывать окно, кричать что-то в ответ, объяснять водителю, что он не прав – это может привести к драке на дороге, в которой пострадаете вы и автомобиль. Пусть нарушителями занимается ГИБДД.

    Хотя Законопроект № 37057-7 об ответственности за агрессивное вождение рассмотрен советом Госдумы, статья 12.38 КоАП пока не вступила в силу. Как только это произойдет, водителям на такой стиль езды будет грозить штраф до 5000 рублей. Но уже сейчас их можно оштрафовать за превышение скорости по ст. 12.9 КоАП, нарушение правил маневрирования, обгона, езду по обочине по ст.12.15.

    Дорога полна неожиданностей, и чтобы они не переросли в ДТП с вашим участием, проявите благоразумие и держитесь подальше от транспорта, способного с высокой вероятностью спровоцировать аварию. Тогда вы избежите судебных разбирательств, сохраните здоровье и автомобиль.

    Список использованной литературы

    1. Никулин Е. Д., Сергунова А. С. РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В ВЫЯВЛЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ //Журнал «Безопасность дорожного движения». – 2022. – №. 2. – С. 38-43.
    2. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2022 год.Информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». – 2023. – 150 с.
    3. Селедников Н. В. ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНАЯ АВАРИЙНОСТЬ СРЕДИ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ 65 ЛЕТ И СТАРШЕ //Журнал «Безопасность дорожного движения». – 2022. – №. 4. – С. 47-53.
    4. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2022 год. Информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». – 2023. – 150 с. – С. 81.
    Обратная связь

      Свяжитесь с нами
      Телефон+7 (978) 993-72-21
      emailgosavtosimf@gmail.com
      TelegramTelegram
      ВКонтактеВКонтакте
      ОдноклассникиОдноклассники