Что такое слепая зона
Слепыми (мертвыми) зонами называют пространства возле транспортного средства, не попадающие в угол зрения водителя и не отражающиеся в автозеркалах. Их местонахождение зависит от марки машины, но чаще всего плохо просматриваются следующие участки:
- 2–3 м перед капотом, у высоких машин и моделей с длинным капотом это пространство увеличивается до 5 м;
- Область за стойками и другие места по бокам машины, не попадающие в отражение автозеркал;
- 4–6 м за багажником, задней частью кузова или прицепом, причем у длинномерного автотранспорта это пространство может быть значительно больше.
Что такое мертвая зона руля
Часто путают слепую зону руля и автомобиля. Эти понятия не имеют ничего общего. Мертвой зоной руля или люфтом называется угол его поворота, при котором положение колес на дороге не меняется, а ТС продолжает двигаться в том же направлении.
Предельные показатели люфта указаны в Приложении 8 к Техрегламенту Таможенного союза ТР ТС 018/2011:
- для легковых автомашин, небольших автобусов и грузовиков, созданных на базе легкого транспорта, квадрициклов и других четырехколесных ТС, имеющих автомобильную компоновку – 10°;
- для автобусов –20°;
- для грузовиков с прицепами и без –25°.
За управление автомашиной с люфтом, превышающим нормативный, водителя оштрафуют на 500 рублей по ст. 12.5 КоАП РФ.
Где находится слепая зона автомобиля
Расположение плохо просматриваемых областей зависит от категории ТС. У легкового авто и большегруза они различаются.
Слепые зоны легкового автомобиля
Легковой транспорт имеет следующие плохо просматриваемые области:
- Справа и слева от кузова, ближе к задней части. У праворульных моделей плохо просматривается правая сторона кузова, расположенная за пассажирским сиденьем. Такая же слепая зона у легковой машины с левым рулем находится слева.
- Ниже заднего стекла – особенно плохо просматривается эта область у джипов и других легковых машин с высокой посадкой. Опасность возникает при движении задним ходом – водитель не видит, что находится возле багажника, и может, например, сбить оказавшегося в этой зоне маленького ребенка.
- Перед капотом – если здесь оказалось какое-то препятствие, водитель может на него наехать.
Заполните форму и узнайте все подробности
Где находятся слепые зоны у грузового автомобиля
Современные грузовики оснащены прямыми, сферическими и боковыми зеркалами, в которых видны припаркованные, движущиеся автомобили и препятствия, находящиеся на расстоянии до 8 м слева и справа от грузовика. Есть также фронтальные зеркальные элементы для контроля зоны перед капотом.
Но у такой машины есть и слепые зоны. Водитель не видит происходящее за грузовиком и в зоне правого угла кабины – машину, поравнявшуюся справа, он не заменит.
Где находится слепая зона у водителя большегрузного автомобиля с прицепом
Современные большегрузы с прицепами оснащены комплектом автозеркал, но и здесь присутствуют плохо просматриваемые области. Находятся они там же, где и у грузовиков без прицепа. Чем длиннее фура, тем больше размер таких пространств.
Чем опасна слепая зона
Мертвые зоны опасны для всех участников движения. Водитель одного транспортного средства не видит другое, попавшее в невидимую область и не учитывает его местонахождение при совершении маневра. Возникает опасность ДТП, виноват в котором будет тот, кто обогнал или перестроился (ст. 11.и 8.4 ПДД). Пешеход, попавший в плохо просматриваемую область, рискует оказаться под колесами, а машина может наехать на препятствие или попасть в яму, которую не видно.
Как найти слепые зоны своего автомобиля – краткая инструкция
Проще всего определить эти области на припаркованном автомобиле:
- Сядьте на водительское сиденье и наблюдаете за тем, что появляется в автозеркалах.
- Попросите друга или знакомого обойти вокруг машины.
- Область, при нахождении в которой вашего знакомого не будет видно ни в одном зеркале, и будет мертвой зоной.
Можно определить плохо просматриваемые пространства во время движения. Обращайте внимание на ситуации, когда проходящие рядом машины появляются и исчезают в автозеркалах.
Что влияет на увеличение слепых зон автомобиля
Увеличивают размер плохо просматриваемых областей следующие факторы:
- Особенности дороги, например, повороты.
- Высокая скорость движения – угол зрения водителя уменьшается и плохо просматриваемая область расширяется.
- Неправильная настройка автозеркал.
- Изменение заводской конфигурации автомобиля, установка широких передних и задних арок и других элементов, мешающих обзору. Это одна из причин, по которой «автомобильный апгрейд» требуется узаконивать. Иначе водителя ждет штраф по ст. ст. 12.5 КоАП и предписание привести машину в исходное состояние. При игнорировании этого требования регистрация ТС приостанавливается.
Как совершать маневры при риске попадания в мертвую зону
Чтобы не стать участником аварии, вызванной попаданием машины в непросматриваемую область, при совершении маневров соблюдайте следующие правила:
- Постарайтесь, чтобы другие водители Вас увидели или услышали – включите поворотник, поморгайте задним светом. Это будет знаком, что Вы пошли на обгон или перестроение. Вне населенного пункта можно воспользоваться звуковым сигналом – ст. 19.10 и 19.11 ПДД это не запрещают.
- Выполняйте манёвр аккуратно – под острым углом к дороге, так выше шанс увидеть «спрятавшуюся» машину.
- Держите дистанцию перед автомобилем, едущим перед Вами, не подъезжайте близко к дальномерным фурам и грузовикам – водитель вас просто не увидит.
- Смотрите в зеркала – если в них не видно лицо водителя сзади, он Вас не видит тоже.
Как улучшить контроль слепых зон
Помогут уменьшить слепую зону правильно отрегулированные штатные зеркала и установленные дополнительные. Снизят риск ДТП гаджеты–датчики приближения, камера заднего вида, электронные системы контроля.
Зеркала для слепых зон
Выпускается несколько типов автозеркал:
- Салонные – крепятся внутри салона автомобиля. Существует модели- антиблик, с двойными стеклами и автозатемнением зеркальной поверхности до уровня, оптимального для зрения. Выпускаются модели со встроенной камерой заднего вида и регистратором.
- Наружные плоские – самые простые. Малоэффективны против слабо видимых участков, но не искажают пространство.
- Сферические – имеют слегка выпуклую поверхность. Бывают салонными и наружными. Увеличивают обзор за счет выпуклой поверхности, но искажают расстояние – едущие сзади машины кажутся дальше, чем в реальности.
- Асферические – сферические модели со скруглением по краю. Расширяют обзор, но меньше искажают расстояние по сравнению с традиционными «сферами».
- Комбинированные – плоские с расположенным внутри небольшим асферическим зеркальцем. Их можно купить готовыми или модернизировать простую модель с помощью сферической вставки.
Как работает электронный контроль слепых зон в автомобилях
Существуют электронные системы контроля мертвых зон, которые обнаруживают находящиеся там автомобили и препятствия, а затем подают сигнал светом или звуком. Впереди, сзади и по бокам машины крепятся датчики, реагирующие на появление в непросматриваемых областях, людей, транспорта и преград. Сигналы с датчиков поступают в аналитический блок, который реагирует на ситуацию включением светового или звукового извещателя. Есть модели с электронным информатором, показывающим расстояние до препятствия, уменьшающие громкость аудиосистемы при включении звукового оповещения и даже включающие вибрацию руля.
Инструкция по правильной настройке зеркал
Вначале отрегулируйте водительское сиденье – придайте ему положение, удобное для езды. Затем отрегулируйте зеркала:
- Найдите в салоне регулировочное устройство в виде переключателя или поворотной ручки. Чаще всего оно находится на водительской двери или рядом с рулем. Рядом нанесены три отметки: L –левое зеркало, R –правое, О– салонное. Иногда их заменяют три точки. Внизу находится небольшая кнопка- джойстик.
- Отрегулируйте горизонтальную плоскость автозеркала слева – переведите переключатель или ручку в положение L, нажимайте на правую или левую сторону кнопки-джойстика – вместе с ним будет поворачиваться и зеркало. При правильном положении в нем отразится левая боковая поверхность машины – от ручки водительской двери до заднего крыла.
- Отрегулируйте вертикальность нажимами на нижнюю и верхнюю часть кнопки. В норме на 60% зеркала должно отражаться земли, а на 40% – небо.
- По такому же алгоритму отрегулируете правое зеркало – переключатель для этого нужно перевести в положение R. В зеркале должна отразиться боковая часть машины от ручки пассажирского сидения до заднего крыла. На отражение земли должно прийтись 70% земли, а на небо – 30%.
- Отрегулируйте салонное зеркало – для этого переместите тумблер или ручку в положение О. Нажимайте кнопку регулировки вверх/ вниз и влево/вправо. У механических моделей зеркало поворачивается рукой. Настройка считается правильной, если в зеркальной поверхности отразилось заднее стекло, а водитель увидел в ней край своего лица, часть уха и фрагмент подголовника справа.
Слепые зоны очень опасны, поэтому не нужно жалеть времени на регулировку зеркал и экономить на дополнительных средствах контроля. От этого зависит безопасность всех участников движения.