Получить скидку
Логотип - Госавтошкола

Вождение автомобиля зимой – советы экспертов

Блог

Зима – не повод ставить железного коня на стоянку и превращаться в пешехода. Современный автомобиль пригоден для использования в любое время года. Главное – правильно им управлять в сложных погодных условиях. Секреты зимнего вождения раскроют наши эксперты.

Как водить машину зимой – общие рекомендации

Зимняя дорога не терпит небрежного отношения и не прощает ошибок. Гололед, снег, раннее наступление темноты, ухудшение видимости увеличивают риск аварийных ситуаций.

Чтобы избежать ДТП, придерживайтесь рекомендаций относительно езды зимой:

  1. Перед каждой поездкой очищайте машину от снега и льда – обледеневшие стекла и зеркала ухудшают обзор, а «сугроб» с крыши может съехать в самый неподходящий момент.
  2. Обращайте внимание на работу осветительных приборов – автомобиль должен двигаться только со включенными фарами или противотуманными фонарями.
  3. Выбирайте скоростной режим, исходя из погодных условий. В населенных пунктах не нужно ездить быстрее 40 – 50 км/ч. При езде по трассе на низкой скорости придерживайтесь крайней правой полосы, чтобы не мешать другим участникам движения.
  4. Особенно важно выбрать правильную скорость режим на подъеме – автомобиль может забуксовать и потерять сцепление с дорожным полотном.
  5. Внимательно следите за присутствием пешеходов на дороге. В туман или снегопад можно не увидеть идущего человека и совершить наезд. Заранее сбрасывайте скорость перед пешеходными переходами.
  6. Если ваш автомобиль имеет возможность переключения на зимний режим вождения, обязательно его используйте.
  7. Следите за прогнозами погоды – в гололед, сильные метели и снегопады не выезжайте из дома без веских причин.

Как водить машину зимой – общие рекомендации

Подбираем оптимальную зимнюю резину

В зимнее время на автомобили устанавливают два типа шин:

  • Шипованные. Покрышки оснащены вмонтированными металлическими шипами. Ошипованная поверхность крепко сцепляется со снегом, льдом и предотвращает скольжение.
  • Фрикционные шины – «липучки». Работают за счет большого количества ламелей – фигурных элементов на поверхности. Рисунок на них подобран так, чтобы резина «прилипла» к дороге и обеспечила максимальное сцепление. Специальные бороздки-отводы для воды на резине исключают аквапланирование при контакте с растаявшим снегом.

Оба варианта одинаково популярны, имеют своих сторонников, обладают определенными плюсами и минусами.

Тип зимних шин Преимущества Недостатки
Ошипованные
  • Оптимальны для гололеда – шипы врезаются в ледяную корку и обеспечивают максимальную стабильность автомобиля.
  • Небольшой тормозной путь.
  • Высокая сопротивляемость заносам.
  • Прекрасная управляемость и маневренность.
  • Шипы вылетают – после окончания сезона шины приходится дошиповывать.
  • Шумная езда по асфальту за счет звуков, издаваемых металлическими шипами.
Фрикционные
  • Высокая устойчивость на растаявшем снеге и льду.
  • Тихая и мягкая езда по асфальту.
  • Хорошо подходят для езды по снегу.
  • Возможна круглогодичная эксплуатация. Требования п.5 Решений КТС N 877 от 09.12.11года о сезонной замене колес на фрикционные модели не распространяются.
  • Увеличенный тормозной путь.
  • Более низкая устойчивость на льду по сравнению с шипованными моделями.

Вне зависимости от выбранного типа шин, выполняйте следующие рекомендации:

  • Помните, что никакие шины не уберегут водителя, который не соблюдает дистанцию, скоростной режим и пренебрегает ПДД.
  • Следите за износом протектора. Его остаточная высота на зимней резине не должна быть менее 4 мм. За езду на «лысых» колесах, согласно ч.1. ст.12.5 КоАП РФ, предусмотрен штраф 500 рублей.

Как подготовить автомобиль к зиме

Проездить всю зиму без поломок и аварий поможет грамотная подготовка машины к холодному периоду. Все эти действия проделайте заранее, до первого снега:

  • Оцените состояние зимних шин – поставьте новые шипы вместо вылетевших, обновите резину при ее износе (грыжи, стертый протектор).
  • До начала декабря замените летние шипы зимними. Состав такой резины подбирается с учетом езды в холодное время года, поэтому на морозе протектор не «дубеет». Летние шины при температуре ниже – 8 °C теряют эластичность и не могут обеспечить полноценный контакт с дорогой. Вероятность попадания машины в ДТП резко увеличивается.
  • Проверьте способность аккумулятора держать заряд – если он быстро садится, купите новый. Иначе автомобиль в морозы будет сложно завести.
  • Положите в багажник трос, который понадобится, если авто застрянет в снегу.
  • Приготовьте лопату – инструмент поможет откопать машину из сугроба.
  • Замените жидкость в бачке стеклоомывателя на низкозамерзающую, предназначенную специально для зимних температур.
  • Проверьте работу стеклоочистителей и автомобильной печки.
  • Приобретите цепи или другие противобуксировочные системы на случай сильного гололеда.
  • Купите защитную накладку на лобовое стекло, чтобы каждый раз не отскребать его после снегопада. Можно приобрести специальный чехол, защищающий машину от осадков.
Онлайн обучение в автошколе

Заполните форму и узнайте все подробности

    Онлайн обучение в автошколе

    Как ездить на автомобиле зимой

    Тактика управления машиной зимой и летом кардинально различается. В зимних условиях необходимо скорректировать свой стиль вождения и руководствоваться следующими правилами:

    1. Все маневры на зимней дороге должны быть плавными, тщательно продуманными и рассчитанными. Важна максимальная внимательность и анализ действий других водителей.
    2. На зимней дороге, покрытой укатанным снегом или ледяной коркой, тормозной путь значительно удлинен. Поэтому удвойте дистанцию при езде, чтобы вовремя затормозить и избежать аварии.
    3. Будьте особенно внимательны на эстакадах и путепроводах, где чаще всего образуется лед.
    4. Тщательно планируйте обгоны, особенно длинномерных транспортных средств, создающих опасные воздушные потоки. Во время гололеда лучше вообще не обгонять автопоезда.
    5. Старайтесь тормозить двигателем, на крутых спусках постепенно переключайте передачи с высоких к более низким. Это займет больше времени, но позволит избежать заноса транспортного средства. На автомобилях без ABS тормозите короткими плавными прерывистыми нажатиями на педаль без выключения передачи.
    6. При езде на автомобиле, оснащенном системой ABS, нажимайте педаль тормоза максимально плавно и аккуратно, чтобы машина не начала скользить. Помните что антиблокировочная система не может предотвратить занос.
    7. Если автомашина не оснащена системой ESP, не тормозите и не разгоняйтесь на поворотах. Такие маневры при одновременном изменении курса движения — частая причина потеря контроля над автомобилем на обледеневшей или заснеженной дороге.
    8. Агрессивный стиль вождения и зима – несовместимые понятия.
    9. Держитесь подальше от заснеженных и заледеневших обочин – при наезде на них сцепление с дорожным полотном падает и автомашина входит в ритмический занос. Автомобиль раскачивается, может вылететь в кювет или на встречную полосу. При возникновении ритмического заноса резко поверните руль в сторону, куда понесло ваше транспортное средство, а затем – обратно. На переднеприводном автомобиле добавьте газа, на заднеприводном – слегка отпустите педаль, на полноприводном автомобиле – удерживайте акселератор в постоянном положении.
    10. Не попадайте в колеи – внутри часто находятся голые участки, покрытые льдом. Если все же приходится ехать по колее, увеличьте не только переднюю, но и боковую дистанцию.

    Как ездить зимой на механике

    Машина с механической КПП позволяет водителю самостоятельно подбирать алгоритм переключения скоростей. Это обеспечивает быстроту маневров, и дает возможность проконтролировать работу трансмиссии. Более уверенно чувствовать себя на дороге зимой помогут следующие советы:

    • Трогайтесь сразу со второй скорости и придерживайте педаль сцепления немного дольше – тогда машина сразу поедет. Газовать нужно минимально, иначе колеса начнут пробуксовывать, а излишняя тяга потратится на шлифовку льда или укатанного снега.
    • При попадании в сугроб не газуйте – машина забуксует и еще сильнее зароется в снег. Лучше немного сдать назад и попробовать проехать еще раз. Снег утрамбуется и авто покинет «снежную западню».
    • Переходите на другую передачу на оптимальных оборотах – 2,5–3,0 тыс. Исключение – езда в гору. В этом случае нужно переключаться на повышенных оборотах, поскольку машина из-за подъема может резко потерять скорость.
    • Не ездите с горок накатом – на нейтральной передаче при разомкнутом сцеплении исчезает контроль над скоростью вращения колес. В результате на повороте может возникнуть сильная инерционность, превышающая силу сцепления колес с дорогой, автомобиль сойдет с намеченного курса и вылетит на обочину.

    Как ездить зимой на механике

    Как ездить зимой на автомате

    Перед тем как тронуться зимой на автомашине с АКПП переведите коробку в положение «D» – драйв, затем потихоньку уберите ногу с тормоза и автомобиль поедет. По мере движения нажимайте на газ. Первое время автоматика может работать с небольшим замедлением, но примерно с 8 км начнет переключать передачи в штатном режиме.

    При зимней езде можете притормаживать педалью, но нажимайте на нее медленно и аккуратно, чтобы коробка успела переключиться на пониженную скорость. При движении по скользкой дороге и под уклон лучше тормозить двигателем. Для этого переведите рычаг в положение «2», а при необходимости еще сильнее скинуть скорость – в положение «L».

    Поскольку переключение передач в таких автомобилях автоматизировано, особых секретов вождения здесь нет. Просто нужно научиться двигаться плавно, держать увеличенную дистанцию, избегать резких поворотов и торможений.

    Правила зимней езды на переднеприводном автомобиле

    Ездить машине такой конструкции по зимней дороге просто. Массивная передняя часть, где находятся основные узлы и агрегаты, давит на ведущие колеса и обеспечивает устойчивость даже при гололеде.

    При заносе плавно нажмите на педаль газа, и также плавно откорректируйте направление движения авто с помощью руля. Ваша задача – выровнять траекторию. Не нажимайте педаль тормоза и сцепления – при торможении может произойти блокировка колес и выключение привода на ведущие валы.

    В остальном, зимняя езда на переднеприводной машине не имеет каких-то особенностей. Водителю достаточно соблюдать рекомендации для всех транспортных средств.

    Как правильно ездить зимой на заднеприводном автомобиле

    Водить заднеприводный автомобиль зимой сложно. Поскольку задняя часть машины, где расположены ведущие колеса, легче передней, такие модели слабо устойчивы на заснеженных дорогах. Водителю важно соблюдать скоростной режим и максимально плавно выполнять все маневры.

    При заносе сделайте следующее:

    1. При переднем заносе поверните руль в сторону, куда понесло автомобиль. Педаль газа полностью отпустите, при езде на автомобиле с МКПП не нажимайте на педаль сцепления. Далее выровняйте автомобиль опережающими движениями рулевого колеса.
    2. При заносе задних колес (дерапаже) сбросьте газ, поверните руль в сторону заноса, а затем – обратно. Все делайте быстро, иначе машину занесет еще сильнее.

    Правила зимней езды на машинах с полным приводом

    Автомобиль с четырьмя ведущими колесами удобен для зимнего времени. Он меньше застревает на заносах, а высокий дорожный просвет позволяет преодолевать даже участки с высоким рыхлым снегом.

    Однако в гололед такое авто ведет себя как обычный заднеприводной автомобиль. Причем занос происходит очень быстро. Машина, еще несколько минут назад слушавшаяся водителя, становится неуправляемой и начинает скользить. Выйти из ситуации можно, только, если добавить газ и попытаться выровнять положение автомобиля рулем. Но даже опытный водитель не всегда может выйти из такой ситуации, поэтому не переоценивайте возможности своего транспортного средства.

    Чтобы избежать аварий и неприятных ситуаций, при езде на полноприводной модели соблюдайте следующие правила:

    • Плавно трогайтесь, разгоняйтесь, останавливайте и тормозите.
    • Не надейтесь на высокую проходимость автомобиля – она ограничена. На снежной «целине» застревают даже рамные внедорожники.
    • Если машина попала в сугроб, не пытайтесь газовать. Несмотря на высокий клиренс, машина зароется в снежную колею. Выезжать нужно враскачку – отпускать и выжимать сцепление, помогать педалью автомобилю двигаться вперед-назад. Таким способом можно выскочить даже из глубокого снега.

    Советы и рекомендации

    Это советы помогут водителям избежать аварийных ситуаций:

    • Если кажется, что машина на скользкой дороге не поворачивает, а продолжает двигаться прямо, не докручивайте руль. Колеса начнут скользить и автомобиль потеряет управление. Лучше верните руль в начальное положение и снова поверните его.
    • Если переднеприводный автомобиль заскользил – загрузите его переднюю часть. Для этого перейдите на пониженную передачу – машина слегка «клюнет», тяжелый перед надавит на ведущие колеса и сцепление максимально усилится.

    Помните особенности применения ПДД в зимнее время:

    • Если разметка занесена снегом, а инспектор утверждает, что вы задели встречную полосу, он не прав. Пункт 9.1. ПДД приписывает в этом случае зрительно разделить дорожное полотно на полосы, а глазомер двух людей может не совпасть. В этом случае суд всегда встает на сторону автомобилиста. Но отсутствие разметки не дает права ездить по встречной полосе.
    • ПДД благосклонно относится к водителям, которые не увидели дорожный знак из-за сильного снегопада или тумана. В этом случае можно оспорить штраф с камеры видеонаблюдения или выписанный инспектором.
    • Проблемы могут возникнуть из-за занесенной снегом стоп-линии перед светофорами. Чтобы не нарушить правила, остановитесь примерно в 5 метрах до перекрестка – такое расстояние для нанесения стоп-линий регламентирует ГОСТ Р 52289-2004.

    Новички часто боятся ездить зимой из-за риска ДТП, и такие опасения небезосновательны, поскольку отсутствие достаточного опыта может сильно подвести на заснеженной скользкой дороге. Если вы чувствуете сильную неуверенность и страх при езде в сложных условиях, лучшим решением будет воспользоваться общественным транспортом.

    Обратная связь

      Свяжитесь с нами
      Телефон+7 (978) 993-72-21
      emailgosavtosimf@gmail.com
      TelegramTelegram
      ВКонтактеВКонтакте
      ОдноклассникиОдноклассники